08.12.2022
Используемая в тяжёлой промышленности и иных сферах труба бесшовная называется так потому, что это цельное изделие из металла, на...


08.12.2022
Инженерные строительные коммуникации – это модули и контуры, используемые для подачи или отвода обязательных бытовых ресурсов....


07.12.2022
Реестр Минпромторга - это реестр подтверждающий производство продукции промышленного типа на территории Российской Федерации. Для...


07.12.2022
Формирование и ведение реестра осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами. За счет...


07.12.2022
В наше время многие люди хотят иметь собственное жилье. Квартиры-студии стали пользоваться большой популярностью в нашей стране...


07.12.2022
В настоящее время многие люди мечтают жить в своем собственном доме, и чтобы еще был огород. Дома из кирпича можно назвать одними...


Палаты Романовых

24.11.2022

Палаты бояр Романовых — музей московского боярства XVI—XVII веков, является филиалом Государственного исторического музея. Единственная сохранившаяся постройка большой усадьбы бояр Романовых.

История

Жилые палаты

Палаты бояр Романовых в Зарядье были построены на рубеже XV—XVI веков. Владение располагалось на возвышенной местности, называемой Псковской горой. Усадьба имела форму неправильного четырёхугольника и состояла из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных и жилых построек. В центре имения находились «палаты на нижних погребах», которые были основным жилым помещением. Другая постройка — «палаты на верхних погребах» — являлась вспомогательной, возведённой в связи с ростом семейных бытовых потребностей. В юго-восточной части владения стояла домовая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Благовещения Богоматери и во имя преподобного Никиты Мидикийского.

В 1540-е годы усадьба перешла во владение боярину Никите Захарьину-Юрьеву. По преданию, именно в этих палатах 12 июля 1596 года родился царь Михаил Фёдорович. Во времена правления Бориса Годунова Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599-м Фёдора Никитича заключили в тюрьму, затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени палаты оставались бесхозными. Романовы были объявлены государственными преступниками, лишены всех званий и имущества. Усадьба на Варварке, по всей вероятности, была «отписана на государя».

С 1613 года, после перемещения резиденции царя в Кремль, усадьбу стали называть «Старым государевым двором». С 1631-го палаты вошли в комплекс строений Знаменского монастыря, созданного по указу Михаила Фёдоровича. Во дворе на месте домовой церкви во имя Знамения построили Знаменский собор — главный храм монастырской обители.

После московского пожара 1668 года к царю Алексею Михайловичу обратился игумен Арсений с прошением о восстановлении комплекса построек:

Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие — монастырь — выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение — палаты — от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец.

Реставрацией монастыря занялись Милославские — родственники царицы Марьи Ильиничны. На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх — деревянным. В постройках расположили игуменские кельи, затем в них разместилось управление монастыря. Романовскую усадьбу неоднократно ремонтировали, некоторые здания перестраивали, а обветшавшие строения разбирали, в результате чего уцелели только палаты, выходившие на Варварку.

После переноса столицы в Петербург постройки приходили в запустение. В результате пожара 1737 года были уничтожены строения Знаменского монастыря, а на палатах сгорела кровля. В 1743-м по указу императрицы Елизаветы Петровны их отремонтировали и начали сдавать в аренду. В 1752—1762 годах в палатах жил Грузинский митрополит Афанасий, и они стали называться Архиереискими. После его отъезда их сдали в наём малороссиянину В. Григорьеву, затем московскому купцу Т. Ф. Болховитинову, а в конце XVIII века помещения занимал грек А. Ю. Горголи.

В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов). По его указу здание отремонтировали без изменений внешнего вида.

Дом-музей Романовых

XIX век

В 1856 году по распоряжению Александра II началась реставрация палат с возвращением им облика XVI—XVII веков для основания в них музея «Дом бояр Романовых». Для этого постройка была выкуплена у Знаменского монастыря и передана в Придворное ведомство Московской дворцовой конторы. Для археологических работ создали комиссию, в которую вошли Иван Снегирёв, Александр Вельтман, Бернгард Кёне, Алексей Мартынов. На основе архивных документов и графических материалов архитектор Фёдор Рихтер разработал проект реставрации. В процессе работ были обнаружены сохранившиеся древние окна, двери, переходы, лестницы. Под территорию музея отвели северо-восточную часть монастыря, разобрав поздние постройки. Официальная церемония по закладке и освещению «Дома бояр Романовых» состоялась в августе 1858 года.

Согласно задумке основателей музея, он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. В ходе реставрации Иосиф Иванович Артари расписал крестовые палаты и девичью комнату. В основу орнамента лёг герб Романовых, выполненный Александром Фадьевым. Своды других помещений оштукатурили и покрасили, оконные переплёты, карнизы и потолки комнат декорировали резьбой. На месте несохранившихся печей были сделаны рельефные изразцы. Экспозиция музея включала девять помещений: поварню, крестовую, молельню, боярскую, девичью, детскую, вышку, опочивальню и светлицу. Их обставили мебелью, изготовленной с аналогов мебели Теремного дворца, Ипатьевского монастыря, а также с изображений на миниатюрах, грамотах, тканях XVI—XVII веков. В комнатах находились серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, мебель. Были достроены второй, третий и деревянный этажи, перестелены полы, восстановлены крыльцо и крыша, на которую в виде флюгера установили геральдический знак дома Романовых — грифона.

Открытие музея состоялось в августе 1859 года. Попасть в него могли только лица высших сословий по бесплатному билету. Среди первых посетителей музея были великие князья Владимир Александрович и Александр Александрович (будущий Александр III). До 1917-го в музее примерно раз в десять лет проводились ремонтные работы. Впервые они были выполнены в 1875 году под руководством архитектора Московской Дворцовой конторы Николая Шохина.

XX—XXI века

После революции 1917 года в палатах открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранивший подлинные старинные предметы. После реорганизации в 1923-м его преобразовали в филиал Государственного музея декоративного искусства «Оружейная палата». Через год объединение было преобразовано в «Объединённый музей декоративного искусства».

В марте 1932 года постановлением Секретариата ЦИК СССР и Приказом № 134 по Наркомпросу РСФСР «Музей боярского быта XVII века» стал филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). К нему также присоединили церковь Троицы в Никитниках. В 1937-м, к юбилею Александра Пушкина, была организована выставка «Материалы к трагедии А. С. Пушкина „Борис Годунов“ по истории начала XVII века».

В первые месяцы Великой Отечественной войны экспозицию палат разобрали, а музей закрыли. Освободившиеся помещения сдали в аренду различным организациям и частным лицам. В 1951 году была создана комиссия по реставрации постройки под руководством архитекторов Ивана Васильевича Маковецкого и И. А. Сахаровой. В верхнем этаже сняли деревянную резную обшивку со стен и потолков как следы «фальшивой реставрации середины XIX века» и поверх штукатурки обтянули холстом. Для удобства осмотра музея устроили внутреннюю лестницу, соединяющую подвал с первым и вторым этажами здания, остеклили арочную галерею дворового фасада.

В 1963 году филиал переименовали в «Музей фондовых выставок ГИМ». В 1972-м производственная мастерская треста «Росреставрация» начала в нём ремонтные работы, которые завершились через пять лет. Последняя большая научная реставрация была проведена в 1984—1991 годах мастерской № 13 «Моспроекта-2». Мастера реконструировали интерьер терема на основе проектов Фёдора Рихтера, старых фотографий и сохранившихся фрагментов резьбы. На фасадах восстановили покраску и утраченные детали кровли. На восточной стороне палат, под балконом, расчистили закладную доску, установленную в XIX веке. Археологи обнаружили белокаменную капитель конца XV века и некрополь XVI столетия. Были вскрыты два бревенчатых сруба, восточная часть которых уходила под подпорную стену. За ней находилась церковь Святого Георгия, в которой в 1450-х годах стоял двор Марии Фёдоровны Голтяи — правнучки Андрея Кобылы, от которого ведут свой род Романовым.

В 2013 году, к 400-летию избрания Михаила Фёдоровича Романова на царство, потомки Фёдора Рихтера — семья Черновых-Рихтеров — и Пол Эдвард Куликовский, родственник сестры Николая II, выделили средства для обновления интерьера парадной трапезной палаты.

Экспозиция

Здание состоит из трёх частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой, монашеских келий и музейной надстройки. Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из клети и подклета. С внешней стороны стены здания имеют декоративное убранство XVII века — наличники окон, карниз, полуколонны на углах. Внутри — небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены.

Палаты разделены на две половины — мужскую и женскую. На первом этаже представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже — «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII века.

В палатах устроен подземный музей с выставленными раритетами XII—XVI столетий. В нём также демонстрируется культурный слой XVI века, заключённый в специальную витрину. В подклете висят портреты Романовых, стоит русская печь, для которой было изготовлено 314 изразцов. В центре помещения расположен макет постройки. В кирпичном подвале установлен светец. Рядом с ним находится белокаменный подвал конца XV века, в котором хранилась хозяйская казна. Сени соединяют несколько жилых покоев и хозяйственное помещение. В них сохранились печные зеркала, на которых видны плитки с цветочным рисунком, украшавшие печи сразу после открытия музея во второй половине XIX столетия.

Самая большая комната — боярская столовая, в которой обедала семья, устраивались пиры, принимали гостей. Свод украшает растительный орнамент, в комнате расположены шкаф с посудой, шведское паникадило, немецкая гравюра, портрет московского губернатора Тихона Стрешнева в раме, стол, кресла, вдоль стен установлены лавки. Комнату боярина украшают голландские кожаные обои XVII века. Также представлены стол с письменными принадлежностями и обитое кожей кресло, сундук-теремок с книгами. Возле входной двери установлена печь из зелёных поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен.

В покоях старшего сына представлены памятники, показывающие, как развивались науки. Сферический потолок, стены и пол выложены плитами из известняка. Сундук с книгами украшен росписью с изображением птицы Сирин. Стены библиотеки обиты зелёным сукном. В красном углу находится икона Иоанна Богослова, справа от входа — изразцовая муравлёная печь, между двумя окнами — стол работы первой четверти XVIII века. Комнату боярыни украшает деревянное кружево — «плотничный наряд». На стене висит портрет с надписью: «Царица Наталья Кирилловна». Однако ряд исследователей предполагает, что на картине может быть изображена Евдокия Лопухина. В помещении также представлен образ «Знамение Божией Матери».

Самая светлая комната в доме носит название светлицы. У стен в ней стоят лавки, на которых установлены прялки и ткацкий станок.

  • Белый подвал, 2010-е годы

  • Интерьер, 2010-е годы

  • Светлица, 2010-е годы

  • Покои старшего сына, 2010-е годы



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2022
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!