Parasite Eve (яп. パラサイト・イヴ Парасайто Иву) — ролевая видеоигра с элементами survival horror, разработанная и выпущенная Square (ныне Square Enix) для игровой консоли PlayStation в 1998 году. Сюжет игры частично основан на фантастическом романе ужасов Хидэаки Сэны «Паразит Ева». Игра является первой в одноимённой серии игр.
Это почти что полностью традиционная японская ролевая игра, но, в отличие от серии Final Fantasy и ей подобных, во время боя есть существенное дополнение — Айя может передвигаться по полю, причем на это не тратится никаких очков. Это небольшое дополнение переворачивает бой до неузнаваемости, так как соединяет традиционную тактику боя из японской ролевой игры и привносит в неё экшн-элементы из других жанров, заставляя игрока изучать и оценивать действия противника с другой стороны (его подвижность, скорость) — это сильно увеличивает разнообразие возможных тактик ведения боя с разными монстрами.
После завершения игры игроку предложат сохраниться. Можно будет начать игру в новом режиме. Он повторяет обычную игру, но на второй день появится новая локация — Крайслер-билдинг. Она представляет собой 77-этажное здание-лабиринт, заселенное монстрами, причём будут встречаться как и монстры из обычной игры, но сильнее, так и новые. Также на некоторых этажах будут встречаться боссы.
Действие игры происходит в Нью-Йорке с 24 по 29 декабря 1997 года.
Айя Бреа, стажер полиции Нью-Йорка, посещает оперу в Карнеги-холле. Во время оперы все находящиеся в здании люди самовозгораются — кроме Айи и оперной певицы Мелиссы Пирс. Мелисса назвала себя «Евой» и исчезла. В погоне за ней по зданию Карнеги-холла Айя сталкивается со странной девочкой, которая напомнила ей Майю-её погибшую сестру, а также с монстрами — животными, превратившимися в странных и агрессивных созданий. Вскоре она находит Еву и видит, как она превращается в чудовище и сбегает в канализацию. Побродив по канализации она вновь встречает ту девочку из театра. В погоне за ней она находит Еву, которая говорит ей о высвобождении митохондрий. Ева, уходя, оставляет Айю на сражение с монстром — Аллигатором. На следующий день Айя и её напарник, полицейский Дэниэл, посещают Американский музей естественной истории и обращаются к учёному доктору Клампу, который рассказывает им об эволюции митохондрий, объясняя возможную суть происходящего. В обычных условиях митохондрии — просто органоиды клеток, обеспечивающие их энергией. В случае Евы митохондрии вышли на новый уровень развития, научившись самостоятельно хранить генетическую информацию, и могут обходиться вообще без клеток, обладая к тому же огромными возможностями по выработке энергии. В лице Евы они объявили войну всей клеточной жизни на Земле, в том числе и человечеству. Айя же по какой-то причине невосприимчива к способностям митохондрий и даже открывает в себе новые сверхъестественные способности.
Вечером того же дня Айя и Дэниэл вынуждены направиться в заполненный монстрами Центральный парк, где Мелисса Пирс (Ева) дает концерт для ничего не подозревающих жителей Нью-Йорка. Там же были сын Бен и бывшая жена Дэниэля, но мальчику вскоре становится плохо, и он уходит. Все оставшиеся в парке люди превращаются в некую жижу; После концерта Айя вновь встречает Майю. Дойдя до противоположной стороны парка она опять видит Еву и пытается сразиться с ней в запряженной лошадью повозке, но Ева ускользает от неё, а повозка разбивается. К этому времени митохондриальные монстры начинают угрожать городу, и полиция начинает эвакуацию Манхэттена. Айю находят Дэниэл и японский турист Кунихико Маэда. Маэда рассказывает Айе и Дэниэлу историю схожих событий в Японии — когда учёный-биолог, попытавшийся спасти свою жену от смерти, умышленно отдал её под контроль эволюционировавших митохондрий. Маэда предполагает, что Ева, как и её японская предшественница, попытается родить ребёнка — полностью митохондриальное сверхсущество. Уставшая, Айя ложится спать.
На следующий день в поисках объяснения собственным силам Айя с Дэниэлом и Маэдой отправляются в Музей естественной истории. Там они с помощью научного оборудования доктора Клампа исследуют кровь Айи и обнаруживают, что её собственные митохондрии тоже являются эволюционировавшими. Маэда считает, что Ева для зачатия ребёнка попытается добыть мужскую сперму, в больнице Святого Франциска, где находится крупнейший в Нью-Йорке банк спермы. Чтобы доложить обо всем начальству, они едут в участок, но обнаруживают, что Ева их опередила. Айя узнает, что Бен — сын Дэниэля побежал за полицейской собакой Шивой, которая скорее всего уже находится под действием митохондрий Евы, и она следует за ним. После того как Айя сразится с мутировавшей Шивой, она обещает Бену отомстить. Ева, воспользовавшись событиями в участке, опережает Айю и похищает образцы спермы. После этого она убивает двух членов Вооружённых сил США, и их самолёты разбиваются на крыше госпиталя.
Айя обнаруживает, что цитоплазматическая биомасса, образовавшаяся из тел погибших жителей на концерте в центральном парке, собирается в канализации под городом. Скоро Айя узнает, что и доктор Кламп, и она сама являются частью заговора: именно Кламп много лет назад ставил эксперименты над митохондриями, и Айя с Мелиссой Пирс стали реципиентами, получившими эволюцинировавшие митохондрии. Айя прибывает в Музей естественной Истории, где она ищет Еву. Скоро она узнаёт, как Ева сотворяла всех этих кровожадных монстров. Найдя её на четвёртом этаже, она узнает — Ева уже беременна и её срок — не 9 месяцев! Айя пытается сразиться с беременной Евой в Музее естественной истории, но Ева покидает его, находя безопасное убежище на острове Свободы, где сформировавшийся из биомассы великан разрушает статую Свободы. Благодаря помощи военных Айя попадает на остров и сражается с Евой, где одерживает победу. Все, что она напоследок сказала, так это: «Неужели ты наш естественный противник!?»
Под всеобщее ликование Айя попадает на палубу крейсера вооруженных сил США. Но случилось ужасное — Сверхсущество родилось. Айя из последних сил сражается с ним, и вскоре получает от Маэды патроны с её митохондриями, которые помогают одержать над ним верх. Но и этого оказалось мало — Сверхсущество все ещё живо, и Айя принимает решение взорвать Крейсер, при этом чудом спасаясь сама.
После выхода игры было выпущено два саундтрека к ней: оригинальный и ремикс. Музыку для игры писала Ёко Симомура. Трек «Somnia Memorias» был представлен на выставке Square Vocal Collection в 2001 году.