Забияка (эсминец)

18.12.2022

«Забияка», с 31 декабря 1922 года — «Урицкий», с 6 марта 1951 года — «Реут», с 27 декабря 1956 года — УТС-22 — эскадренный миноносец типа «Орфей» (первая серия эсминцев типа «Новик»). Построен по программе усиленного судостроения (т. н. большая судостроительная программа).

История службы

Служба в Российском Императорском Флоте

Зачислен в списки судов Балтийского флота 27 октября 1913 года. В ноябре 1913 заложен на стапеле Усть-Ижорской верфи Металлического завода. Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии.

Участвовал в 1-й мировой войне. До конца 1915 года дважды выходил на минные постановки (3 и 24 декабря). Во время второго похода 24 декабря 1915 года в 5 милях от Маяка Дагерорт подорвался на плавающей мине, получил серьёзные повреждения (разрушена часть борта, днище, половина палубы кондукторского помещения. погибло 12 и ранено 9 человек) и 25 декабря поставлен на ремонт в Ревеле, занявший 9 месяцев. В ходе восстановительного ремонта снят кормовой торпедный аппарат и установлены ещё два 102-мм орудия. 22 августа 1916 года при переходе из б. Монвик в Гельсингфорс потерпел навигационную аварию (касание грунта — отломан руль, конец правого вала с гребным винтом) и вновь встал на доковый ремонт, длившийся до середины 1917 года.

Действовал в Моонзундской операции. 1 октября участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе (одно орудие выведено из строя и одно повреждено, 5 убитых и 4 раненых). После боя ушёл в Рогокюль. 25 октября 1917 года вошёл в состав Красного БФ, участвовал в революции и подавлении мятежа Краснова. 10-16 апреля 1918 года участвовал в Ледовом походе, в 1918 году числился в составе морских сил Невы и Ладожского озера, с октября 1918 года по декабрь 1919 находился на долговременном хранении. в октябре 1919 включён в систему внутренней обороны Петрограда.,

Служба между войнами

21 апреля 1921 года вошёл в состав МСБМ, 23 июля 1923 — 3 сентября 1924 прошёл восстановительный ремонт. 31 октября 1925 года во время учений эсминец был протаранен неосторожно маневрировавшей в подводном положении подводной лодкой «Змея». Лодка смогла самостоятельно всплыть и была отправлена на ремонт.

26 октября 1927 — 2 сентября 1929 «Урицкий» прошёл капитальный ремонт. В 1933 в составе ЭОН-1 перешёл из Ленинграда на север, 9 октября 1933 вошёл в состав СВФ (с 11 мая 1937 — СФ), 15 октября 1938 — 10 марта 1941 — капитальный ремонт в Архангельске на СРЗ «Красная Кузница».

Финская и Великая Отечественная войны

Участвовал в Великой Отечественной войне: огневое содействие войскам 14-й армии, защита внутренних и внешних морских сообщений, конвоирование судов с припасами. На начало войны организационно входил в состав 1-го ОДЭМ (кроме «Урицкого» в него входили ещё два «Новика»: «Валериан Куйбышев» и «Карл Либкнехт»). 5 июля 1941 года в Полярном получил повреждения от близких разрывов бомб (вышли из строя поворотные механизмы орудий № 3 и 4). 13 июля безуспешно пытался перехватить немецкие ЭМ, которые потопили сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67 (совместно с «Валерианом Куйбышевым», «Громким», «Гремящим» и «Стремительным»). 10 августа встретил и сопроводил до Полярного британскую ПЛ Trident. 14 августа выставил мины в губе Зубовская. В течение 25 августа совместно с «Куйбышевым» осуществлял охранение плавбазы «Мария Ульянова», буксируя его после попадания торпеды с U-571 и отражая налёты вражеской авиации. В начале октября обеспечивал боевую подготовку ПЛ С-101, С-102, К-3 и К-22.

с 11 ноября 1941 по июнь 1942 находился в Архангельске и Молотовске на плановом ремонте на заводе № 402: установлены противоминная система ЛФТИ, ледовый пояс и усилено зенитное вооружение (добавлены два автомата 70-К). С 18 июня 1942 года на заводе «Красная Кузница» у корабля восстанавливали противоледовую защиту и нанесли камуфляжную окраску. Вечером 10 июля вышел на поиски остатков конвоя PQ-17. Кораблями — в отряд входили также «Валериан Куйбышев» и «Грозный» — был обследован район от м. Святой Нос до 72 параллели и от м. Канин Нос до Новой Земли. Только 22 июля после прохождения м. Канин Нос ими были обнаружены 5 британских и один советский транспорты, которые были отконвоированы до Соломбальского рейда. 18-19 сентября 1942 года был с составе эскорта конвоя PQ-18, защищая транспорты от атак немецкой авиации. С 29 сентября по 8 ноября стоял в ремонте на заводе «Красная Кузница». 20-24 ноября 1942 — операция по оказанию помощи ЭМ «Сокрушительный» (снято 11 моряков).

8-15 января 1943 года вновь стоял в ремонте по исправлению левого вала и ледовой обшивки. Тогда же была установлена ГАС «Дракон-128с». 8 марта совместно с «Куйбышевым» встречал ПЛ С-55 и С-56, завершавшие переход с Тихого океана. В дальнейшем основной задачей эсминца становится охрана конвоев. 15-16 октября выходил на поиск вражеских ПЛ в районе Карских ворот. 26 ноября 1943 — 30 мая 1944 — текущий ремонт у плавмастерской в п. Дровяной. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолёта.

Служба в Послевоенный период

1 августа 1949 вошёл в состав 2-го дивизиона бригады эсминцев СФ. 22 декабря 1950 БЭМ переформирована в 20-ю дивизию ЭМ СФ. Вошёл в состав 122-й БЭМ. 8 января 1951 «Урицкий» исключен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебное судно. Затем под названием «Реут» вошёл в бригаду опытовых кораблей и принял участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года камеры зафиксировали, что «Реут» «подпрыгнул» из воды и мгновенно затонул. Обследование водолазами показало, что корабль лежит на дне, разломившись на три части. 15 апреля 1956 исключен из списков судов ВМФ. За время прохождения службы на эсминце побывали 20-29.08.1925 г.председатель РВС СССР М. В. Фрунзе. 21.07.1933 г. Генеральный Секретарь И. В. Сталин и НКО К. Е. Ворошилов. 3.11.1941г-Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов. 30.07.1943г- глава Военно-Морской миссии США в СССР контр-адмирал Дункан в сопровождении вице-адмирала А. Г. Головко. 18.08.1946 г. Главком ВМФ Н. Г. Кузнецов в сопровождении командующего СФ А. Г. Головко.)

Командиры

  • Капитан 2 ранга барон А. М. Косинский (12 января 1915 года — 10 апреля 1917 года)
  • Капитан 2 ранга М. Н. Ромашев 2-й (10 апреля 1917 года — 25 октября 1917 года)
  • Ст. лейтенант В. В. Завадовский (25 октября 1917 года — 16 ноября 1917 года)
  • Н. С. Балков (с декабря 1918 года)
  • Д. К. Неупокоев (16.05.1919- 15.03. 1920.)
  • Н. М. Кедров (назначен19.02.1920 г.)
  • Н. А. Попов (с 5.03.1920 г.)
  • И. А. Положнинцев (26.08.1920- 28.01.1921 г.)
  • А. А. Синицын (28.01.1921-24.03.1921 г.)
  • И. А. Положников (24.03.1921-24.04.04.1921 г.)
  • ВРИО В. И. Племянников (до 4.05.1921 г.)
  • Н. В. Верещагин (4.05.1921-?)
  • Н. Г. Милашкевич (6-01.-1-06. 1922 г.)
  • Н. В. Верещагин (21.05.1922- 22.05.1924 г.)
  • Ю. В. Пуаре (4.06.1924- 3.03.1925 г.)
  • В. А. Снежинский (25.08.1925-?)
  • И. А. Георгиади (3.03.1925- 22.09.1930 г.)
  • А. С. Мельников (1930-9.07.1933 год)
  • Капитан 3 ранга В. А. Фокин (февраль 1934 года — июнь 1937 года)
  • М. Г. Иванов (июнь 1937 года — март 1938 года)
  • Капитан-лейтенант Е. М. Крашенинников (28.03.1938 год — 13.08.1939 год)
  • Ст. лейтенант С. Н. Максимов (4 — 20 ноября 1940 года)
  • М. И. Митрофанов (20.11.1940-24.05.1941 г.)
  • Капитан 3 ранга В. В. Кручинин (24.05. 1941 года — 3 апреля 1943 года)
  • Капитан 3 ранга Г. П. Васильев (3 апреля 1943 года — 7 марта 1944 года)
  • Капитан 3 ранга М. З. Любичев (7 марта 1944 года — 6.09. 1945 года).
  • Капитан 3 ранга Г. Я. Козин (10.1945-29.10.1947 г.)
  • Капитан 3 ранга А. Л. Лившиц (29.10.1947-11.12.1948 г.)
  • Капитан 3 ранга А. Г. Микитенко (13.01.1949-21.03.1950 г.)
  • Капитан 3 ранга М. И. Горячкин (18-05.-20.11.1950 г.)
  • Капитан-лейтенант Г. Т. Пожарский (23.11.1950-5.06.1953 г.)
  • Капитан 3 ранга Л. А. Андреев (15.06.1953- 23.09.1955 г.)

Известные военнослужащие

  • Александр Кондратьевич Гурло (унтер-офицер, был ранен)


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2022
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!