Мобли, Хэнк


Генри (Хэнк) Мобли (7 июля 1930 — 30 мая 1986) — американский джазовый тенор-саксофонист и композитор, работал в стилях хард-боп и соул. Журналист и исследователь джаза Леонард Физер описал его как «чемпиона в среднем весе среди тенор-саксофонистов», метафорически передав особенности его стиля — не такого агрессивного, как у Джона Колтрейна, и не столь мягкого, как у Стэна Гетца. Манера игры отличалась тонкостью, мелодичностью и некоторой отрешенностью, особенно по сравнению с Сонни Роллинзом или Колтрейном. Музыкальный критик Стация Префрок отмечала, что Мобли является «одним из самых недооценённых музыкантов эры бопа».

Биография

Мобли родился в Истмене, штат Джорджия, но вырос в городке Элизабет, штат Нью-Джерси, неподалеку от Ньюарка.

Когда в 16 лет Генри тяжело заболел и не мог выходить из дома на протяжении нескольких месяцев, дядя купил ему саксофон, чтобы помочь скоротать время, тогда Мобли и начал играть. Он попытался поступить в музыкальную школу, но ему отказали из-за того, что он не проживал в городе на постоянной основе, поэтому Генри начал изучать игру дома по книгам. В 19 лет он начал играть в местных бэндах, а месяцем позже впервые сыграл с такими известными музыкантами как Диззи Гиллеспи и Макс Роуч. Он принял участие в одной из первых записей хард-бопа наряду с Артом Блейки, Хорасом Сильвером, Дугом Уоткинсом и трубачом Кенни Дорхэмом. Сделанные тогда записи были скомпонованы под общим названием «Хорас Сильвер и the Jazz Messengers». Эта пластинка отличалась от классических образцов кул-джаза богатым блюзовым лиризмом Мобли и пугливыми мотивами Сильвера. Когда в 1956 году The Jazz Messengers распались, Мобли некоторое время продолжал играть вместе с пианистом Хорасом Сильвером, в начале 1980-х он вновь записал несколько альбомом с ударником Артом Блейки.

На протяжении 1960-х Мобли играл сольно, записав в период с 1955 по 1970 более 20 пластинок в сотрудничестве со студией Blue Note Records, в том числе альбом Soul Station (1960), считающийся его лучшим творением, а также широко известный альбом Roll Call (1960). Он выступал вместе с такими известными музыкантами стиля хард-боп, как Грант Грин, Фредди Хаббард, Сонни Кларк, Уинтон Келли и Филли Джо Джонс, а также чрезвычайно продуктивно сотрудничал с известным трубачом Ли Морганом. Мобли широко известен как один из величайших композиторов, стоявших у истоков эры хард-бопа, его почерк характеризуют интересные переходы и существенное пространство, оставляемое для импровизации солиста.

В 1961 Мобли играл некоторое время с Майлзом Дейвисом, когда тот искал замену Джону Колтрейну, Хэнк принял участие в записи студийного альбома Someday My Prince Will Come (две песни в этом альбоме записаны с участием специально вернувшегося Колтрейна), в также в нескольких концертных записях (In Person: Live at the Blackhawk и At Carnegie Hall).

Многие упрекали Мобли в неумении восхищать импровизацией, которое было коньком Колтрейна, в то время как сам Мобли прославился мелодичной игрой.

Хэнк Мобли был вынужден отойти от дел в середине 1970-х из-за проблем с лёгкими. После этого он выступил лишь два раза, в качестве приглашенного музыканта в нью-йоркском баре Angry Squire 22 и 23 ноября 1985 года в составе квартета с Дюком Джорданом. Спустя несколько месяцев, в 1986 году Хэнк Мобли скончался от пневмонии.

Дискография

В качестве лидера

В качестве сайдмена

Библиография

  • Derek Ansell Workout: The Music of Hank Mobley. London: Northway Publications, 2008. ISBN 978-0-9550908-8-2


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!