Ледоколы проекта 21180 — проект российских вспомогательных дизель-электрических ледоколов нового поколения с мощным энергетическим комплексом, современной гребной электроустановкой российского производства, большим объёмом помещений и расширенными функциональными возможностями.
Ледокол «Илья Муромец» стал первым за 45 лет ледоколом, созданным исключительно для нужд ВМФ России.
Технический проект ледокола разработан АО КБ «Вымпел» по заказу АО «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор М. В. Бахров). Рабочая конструкторская документация разработана совместно Инженерным центром АО «Адмиралтейские верфи» и ОАО КБ «Вымпел». Ледокол имеет ледовый класс Icebreaker6 и спроектирован в соответствии с требованиями «Правил морского регистра судоходства».
В 2018 году в КБ «Вымпел» была закончена разработка модернизированного проекта на основе проекта ледоколов 21180. Проект получил обозначение 21180М.
НазначениеЛедоколы проекта 21180 предназначены для обеспечения деятельности Арктической группировки ВМФ России. Выполняет следующие задачи:
В носовой части ледокола размещена вертолётная площадка которая может принимать вертолёты типа Ка-32 или Ка-27. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.
Для транспортировки грузов используется грузовой трюм объёмом 500 м³, а также палуба на юте площадью 380 м², на которой установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Грузоподъемность ледокола равна 500 тоннам. Погрузочно-разгрузочные операции проводятся с помощью 21-метрового крана грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно, на ледоколе установлен кран-манипулятор, грузоподъемностью 2 тонны.
Для сбора разлившейся нефти на ледоколе имеется 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них. Для тушения пожаров предусмотрены два лафетных водопенных ствола и пожарный насос.
ГЭУ состоит из четырёх дизель-генераторов общей мощностью 10 400 кВт (каждый генератор имеет мощность в 2600 кВт). На ледокол установлены две поворотные на 360 градусов винто-рулевые колонки (ВРК) с гребными винтами приводимыми в движение двумя электродвигателями мощностью по 3500 кВт каждый (электродвигатели произведены в Санкт-Петербурге на заводе ООО «ЛЭЗ» входящем в концерн «Русэлпром», ВРК производства SteerProp (Финляндия).
Кроме того, некоторые военные СМИ сообщают, что по проекту в случае проведения мобилизации вспомогательных судов, между вертолётной площадкой и надстройкой ледокола можно установить артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306.
В ледоколах проекта 21180М уменьшены водоизмещение и осадка, что позволит их использовать в мелководных акваториях. Предназначены для осуществления всех видов ледокольных работ при самостоятельной проводки кораблей и судов в условиях сложной ледовой обстановки. Также могут привлекаться для буксирного обеспечения, оказания помощи, или для доставки грузов в сложных ледовых условиях.
Ледоколы проекта 21180М являются облегченным и удешевлённым вариантом основного проекта 21180. Главным их отличием является уменьшение размеров корпуса, уменьшены водоизмещение и осадка. Данная серия ледоколов получит систему автоматизированного управления — ИСУ ТС «Залив-ЛК-21180».
Строительство головного ледокола серии, получившим название «Илья Муромец» (зав. № 02470), начато в 2014 году в АО «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор А. Ю. Юрьев, ответственный сдатчик М. А. Тимофеев). Закладка состоялась 23 апреля 2015 года. Торжественная церемония спуска судна состоялась 10 июня 2016 года. В этот же день было заявлено, что ледокол «Илья Муромец» станет единственным построенным кораблём данного проекта, а усилия будут направлены на строительство кораблей проектов 23550 и 03183. Военно-морской флаг и передача ледокола «Илья Муромец» ВМФ России состоялись 30 ноября 2017 года. Судно совершило первый переход с Балтийского моря в Кольский залив и прибыло на Северный флот 2 января 2018 года. 24 апреля 2018 года в рамках продолжения ледовых испытаний ледокол прибыл в район пролива «Карские Ворота».
В апреле 2017 года появилась информация, согласно которой серия может быть продолжена строительством двух ледоколов модернизированного удешевленного проекта 21180М, с меньшей осадкой («река-море»), длиной около 80 м и водоизмещением около 4000 тонн.
12 декабря 2018 года на верфи судостроительной компании «Алмаз» (Санкт-Петербург) прошла закладка ледокола по модернизированному «облегченному» проекту 21180М (заводской № 800). Ледокол, получивший название «Евпатий Коловрат», строится в интересах ТОФ ВМФ России; ледокол спущен на воду в конце декабря 2020 года.