Серп — ручное сельскохозяйственное орудие, используемое для уборки зерновых культур, жатвы хлебов и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота).
Появился в эпоху неолита как орудие для собирания дикорастущих злаков.
Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти. Длинное, изогнутое лезвие (как правило, стальное) режущей части обычно имеет мелкозазубренную внутреннюю кромку. Длина режущей части колеблется между 0,25 и 0,5 метрами, ширина — между 40 и 60 миллиметрами. Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. Обычно используется при уборке небольших участков; широко употребляется в огородничестве и цветоводстве.
Серп эпохи бронзы. Кобанская культура
Древнеегипетские пахари времён правления Тутмоса III, XVIII династия
Серп
Коса и серп
Обычно рожь, пшеницу, ячмень повсюду жали серпом, — считалось большим грехом косить пшеницу косой. Если плохую пшеницу нельзя было сжать серпом, её вырывали с корнем.
11 (22) мая 1721 года российский император Пётр I издал Указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами». В Указе были описаны преимущества косы перед серпом:
«Понеже в здешних краях в Курляндии, в Лифляндии и в Пруссах у мужиков обычай есть, что вместо серпов хлеб снимают малыми косами с граблями, что перед нашими серпами гораздо споро и выгоднее, что средний работник за десять человек сработает»
Однако коса ещё долго не могла полностью заменить серп. Дело в том, что хлеб иногда «полегает» — стебли стелются почти горизонтально по земле; в этом случае срезать их косой невозможно. Полегание часто вызвано недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки стебля плохо развиваются, остаются слабыми и не выдерживают веса колосьев. Полегания хлебов полностью или частично случались также в бурю и сильные ветра и тогда в жатву крестьянам приходилось браться за серп.
За неимением другого холодного оружия серп мог применяться для защиты и нападения.
В японской культуре искусство ведения боя при помощи серпа носит название камадзюцу (яп. 鎌術).
В некоторых кланах ниндзя включали серп в свой арсенал ручного холодного оружия.
Видимая на ночном небе ущербная или нарождающаяся луна носит в русском языке название серп по зрительному сходству с инструментом.
Месяц август, когда созревала рожь и пшеница и крестьяне выходили с серпами на жатву носит название:
(Кто таков?)
Серп — один из атрибутов правителей, символ-знак Луны и «лунных» богинь, а также земледелия. У древних греков серп был принадлежностью богини плодородия Деметры.
В коммунистической символике скрещённые друг с другом серп и молот означают союз крестьян и рабочих.
Изображение скрещённых серпа и молота было повсеместно представлено в советской эмблематике и геральдике, на флагах СССР и союзных республик.
Одним из наиболее известных символов является монумент — памятник-скульптура на постаменте «Рабочий и колхозница» — «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент создан для демонстрации на Всемирной выставке в Париже, которая проходила в 1937 году. По окончании выставки монумент был установлен в Москве.
Серп и молот, знак единения трудящихся: крестьян и рабочих
Герб Серпейска
Герб Щигров
Герб Аслинга
Герб Брюттена
Герб Офвиллера
Герб Крины
Герб Ремшайда
Сцены из жизни Святого Бернарда
Роспись алтаря церкви Цветтль-на-Родле
Йорг Брей Старший, 1500
Сбор урожая
Себастьян Вранкс, около 1610
На жатве. Лето
Алексей Венецианов, середина 1820-х
Руфь на поле Вооза
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1828
Жнецы
Алексей Венецианов, конец 1820-х
Жатва на Украине
Николай Пимоненко, 1896
«Жнея», К. Русецкий