Марк Матвеевич Антокольский (Мордух Матысович Антокольский; 2 ноября [14 ноября] 1840, Вильна, Российская империя — 9 июля 1902, Бад-Хомбург, Германская империя) — русский скульптор, реалист, первый в истории скульптор еврейского происхождения, получивший международную известность. Академик (с 1871), профессор скульптуры (с 1880) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Родился 2 ноября (по старому стилю) 1840 года в Вильне. Фамилия происходит от названия виленского пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города), где и жила семья.
Был одним из восьмерых детей в еврейской семье, в которой росли, помимо него, сыновья Меер (1833), Нохим (1836), Михл-Пейсах (1837) и дочери Блюма-Рывка (1843), Эстер (1849), Буня (1852), Рахиль (1856). Его родители Матыс Янкелевич Антокольский (1815—1888) и Кейля-Хена Беньяминовна Антокольская (в девичестве Каценеленбоген, 1817—?) были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах…. Родители относились к этому его увлечению резко негативно. Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова — известная покровительница искусств А. А. Назимова. Благодаря её ходатайству будущего скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).
«Иван Грозный»В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (у него дома говорили на идише), но и увлёкся российской историей и литературой.
Первой большой работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам это была огромная сумма). Работа Марка Антокольского «Царь Иоанн Васильевич Грозный» была куплена также в Кенсингтонский музей, став первой скульптурой из России, приобретённой на Западе. Совет Академии художеств присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика.
В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский отправился в Рим и Париж. В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Берлинской, Венской, Лондонской и других.
В 1889 году скульптор создал статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершил ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».
Антокольский много писал. Известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность». В «Вестнике Европы» в 1887 году была опубликована его «Автобиография». Незадолго до смерти он написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.
Под редакцией В. В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (Санкт-Петербург — Москва, 1905).
Скончался Антокольский 26 июня (9 июля) 1902 года в 11 часов вечера во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) от болезни желудка. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. Его могилу и надгробие всё ещё можно найти там, недалеко от въездных ворот. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма. На надгробном памятнике изображены менора, свиток Торы и Звезда Давида, а также был установлен бронзовый бюст Антокольского работы его ученика И. Я. Гинцбурга. В сборнике «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» сообщается об отсутствии бюста на могиле; согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года. Бюст был найден и передан в Государственный Русский музей, где сейчас и находится в экспозиции. Возвращение бюста на кладбище не предполагается.
Фото М. Антокольского, конец 1890-х годов.
Фото М. Антокольского
Фото М. Антокольского
Фото М. Антокольского в его парижской студии
Александра Антокольская, в замужестве Рикой. Le Figaro-Modes, Ноябрь, 1903 год.
Александра Антокольская, в замужестве Рикой. Les Modes, январь, 1903 год.
Фотография портрета Саши Сфорца кисти испанского художника Федерико Бертрана Массеса. Портрет был выставлен на Венецианском биеннале в 1920 году.
Наиболее известные произведения:
«Мефистофель» (1883)
«Нестор-летописец» (1890)
«Христос»
«Не от мира сего. (Христианская мученица)»
Памятник Петру I в Таганроге.
Мемориальная доска в Вильнюсе
«Иван Грозный» (1871)
«Смерть Сократа» (1875)
«Русалка» (1900)
«Ангел» (для надгробного памятника княгине Юсуповой)
Бюст С. С. Полякова
Могила М. М. Антокольского (1843—1902), 1909 г., авторы скульптор И. Я. Гинцбург, архитектор Я. Г. Гевирц — объект культурного наследия федерального значения, основание: постановление Правительства РФ от 10.07.2001 № 527.
В честь Марка Антокольского названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Вильнюсе и Санкт-Петербурге.
В 2016 году к 150-летию основания Русского исторического общества Центральный Банк России выпустил золотую памятную монету номиналом 50 рублей: Скульптура М. Антокольского «Нестор Летописец».