Миша Майский (латыш. Miša Maiskis, ивр. מישה מייסקי, при рождении Михаил Леопольдович Майский; род. 10 января 1948, Рига) — советский и израильский виолончелист.
Михаил Майский родился 10 января 1948 года в Риге. Учился вместе с Михаилом Барышниковым.
После победы на Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1965 году был приглашён Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение у него в Московской консерватории; уже в следующем году стал лауреатом Московского международного конкурса имени П. И. Чайковского.
После отъезда в 1969 году сестры Лины Якобсон в Израиль Майский стал подвергаться преследованиям властей и по сфабрикованному обвинению в 1970 году был осуждён за спекуляцию, более года провел на принудительных работах в городе Дзержинске Горьковской области. Чтобы избежать службы в армии, после освобождения провёл ещё два месяца в психиатрической больнице, и наконец в 1972 году получил разрешение на репатриацию в Израиль.
Учился у Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе, став таким образом единственным музыкантом, занимавшимся у двух этих великих виолончелистов.
В 1973 году занял второе место (первое никому не было присуждено) на международном конкурсе имени Кассадо во Флоренции. В 1973 году на фестивале Израиля его услышал Пабло Казальс и провел с ним несколько занятий. В 1974 году по рекомендации Айзека Стерна Майский стал стипендиатом фонда культуры «Америка — Израиль» и уехал в США, где принял участие в камерном фестивале Рудольфа Серкина, затем четыре месяца занимался у Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе, после чего начал активную концертную деятельность (сольные концерты по всему миру, в том числе в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Вене, Амстердаме, Токио). Работал с Леонардом Бернстайном, сделал вместе с ним ряд записей.
В настоящее время[когда?] проживает в Бельгии. В разное время он играл с такими прославленными музыкантами, как пианисты Марта Аргерих, Раду Лупу, скрипачи Гидон Кремер и Максим Венгеров, дирижёры Леонард Бернстайн, Зубин Мета, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Джузеппе Синополи, альтист и дирижёр Юрий Башмет.
В 1995 году после 23-летнего перерыва Майский снова выступил в Москве и затем гастролировал в России ещё несколько раз — в частности, завершив в 1997 году своим концертом фестиваль «Д. Д. Шостакович и мировая музыкальная культура»; по поводу этого концерта рецензент газеты «КоммерсантЪ» отмечал:
Миша Майский слишком могуч, чтобы умирать в композиторе. Он не медитирует, не созерцает; активность хлещет из него не только там, где внезапные рывки и сбросы темпа напоминают о езде на спортивном «Феррари», но и в нежных, проникновенных местах. <…> Оправдало идею организаторов <…> исполнение Мишей Майским самого Шостаковича: оно и было тем самым, что подразумевает, по высокому счёту, название завершившего фестиваля.
По словам Миши Майского, он предполагает, что начал играть на виолончели, так как сестра уже играла на рояле, а брат на скрипке: «Виолончель стала заключением семейного трио, которое не получилось». В интервью сайту Тайга.инфо он объяснил, как начал играть: «Когда меня спрашивают, в каком возрасте я начал играть на виолончели, я отвечаю, что довольно поздно по тем временам: я начал играть в том же возрасте, когда бросил курить. Спрашивают: „Так поздно?!“ — „Да, мне было 8 лет“. Мой папа, к сожалению, был серьёзный курильщик и поэтому очень молодым умер от рака легких, а я у него с тумбочки крал сигареты и дымил, ещё будучи в детском саду. А когда мне было 8 лет, мы каким-то образом раздобыли огромную голландскую сигару, я один раз затянулся и с тех пор никогда не курил. Может, под влиянием этой сигары я понял, что буду играть на виолончели. Никто не мог себе представить этого, все меня пытались убедить, что это сумасшедшая идея, но я настоял и до сих пор пытаюсь играть».