Великие Луки (станция)


Железнодорожное локомотивное депо г. Великие Луки (веерного типа с поворотным кругом)

Великие Луки — узловая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в городе Великие Луки Псковской области. Открыта в 1901 году после завершения строительства Московско-Виндавской железнодорожной линии «Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». На станции пересекаются железнодорожные линии Москва — Ржев — Великие Луки — Себеж — Рига и Бологое — Полоцк.

История

Первый поезд прибыл на станцию в сентябре 1901 года, в 1904 году с открытием регулярного движения по линии Москва — Виндава было организовано пассажирское движение дальнего следования. К 1907 году через станцию была также проведена Бологое-Полоцкая железнодорожная линия, тогда же взамен существовавшего деревянного здания вокзала появилось новое каменное. С развитием движения при станции открылись железнодорожные мастерские, локомотивное и вагонное депо, появилось техническое училище, в городе численно вырос состав рабочего класса, а также увеличился торговый оборот местных ярмарок.

В 1943 году во время Великой Отечественной войны в районе станции проходили ожесточённые бои, в результате которых практически полностью было уничтожено железнодорожное хозяйство. В 1944 году станция с восстановленными зданиями вокзала и депо вновь сильно пострадала в результате налёта немецкой авиации. После войны железнодорожный вокзал был восстановлен, а в начале 1960-х перестроен.

Описание

Современная инфраструктура станции включает в себя вокзал островного типа, перроны с северной (Октябрьской) и южной (Балтийской) сторон, пешеходный путепровод, а также вагонное депо, ремонтное депо (ТЧР-33 Окт) и локомотивно-моторвагонное депо Великие Луки (ТЧЭ-31 Окт), имеющее в своём составе тепловозы ТЭП70, 2ТЭ116, М62 (2М62) и дизель-поезда РА1 и РА2. Локомотивное депо является базовым для целого региона и имеет филиал в Новосокольниках (ранее в ТЧ-31 входили также депо станций Ржев-II, Дно и других).

Сообщение

Дальнее следование

Со станции отправляются поезда дальнего следования на Санкт-Петербург, Псков и Москву. Их периодичность постоянно меняется и зависит от времени года и наличия выходных и праздничных дней.

Поезд №1/2

Вплоть до отмены в марте 2020 года здесь имели остановку проходящие поезда Москва — Рига.

Поезд №61/62/63/64

Поезда №61/62 и 63/64 на участке Москва – Великие Луки идут одинаковым расписанием, но для поезда №61/62 Великие Луки являются конечной станцией, а поезд №63/64 продолжает движение до Пскова. Оба поезда завязаны в общий оборот и обслуживаются одними и теми же составами и поездными бригадами формирования депо Псков-Пассажирский.

До 2020 года поезд №63/64 имел номер 663/664, но после открытия Московских центральных диаметров был ускорен и переведен из разряда пассажирских в разряд скорых. При этом поезд №61/62 оставался пассажирским и имел номер 661/662 вплоть до мая 2021 года, когда был переведен с Рижского вокзала Москвы на Белорусский, после чего у поезда увеличилось время в пути и средняя скорость, что и привело к переводу в разряд скорых и, как следствие, к росту тарифов. Изначально перевод поездов с Рижского вокзала на Белорусский был запланирован на 1 марта 2021 года, но в итоге его отсрочили до 1 мая 2021 года.

В 2019 – 2021 году сложилась ситуация, при которой поезда из Москвы до Великих Лук (Пскова) ходят, в среднем, три раза в неделю вне сезона (с октября по апрель) и шесть раз в неделю в «высокий» сезон (с мая по сентябрь). Однако в ноябре–декабре 2021 года курсирование поезда было сокращено до двух раз в неделю. На период новогодних праздников 2021 – 2022 года было изменено расписание поезду №63 сообщением Москва – Псков. 29 декабря 2021 года, а также 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 января 2022 года он был назначен с временем отправления из Москвы в 16:16 и временем прибытия в Великие Луки в 03:40. На новогодние каникулы в конце 2022 – начале 2023 года ситуация повторилась.

Вплоть до 27 мая 2012 года через Великие Луки ходили беспересадочные вагоны Москва – Себеж. До Великих Лук они следовали в составе поезда №661/662, но в итоге были отменены и более не восстанавливались. 29 мая 2015 года Федеральная пассажирская компания организовала мультимодальный маршрут Москва – Великие Луки – Себеж. Пассажирам предлагалось доехать до Великих Лук на поезде, где их ожидал согласованный по времени отправления автобус, который следовал дальше с остановками в Новосокольниках, Пустошке, Идрице и Себеже. 1 марта 2018 года этот маршрут был отменен в связи с назначением остановок в Пустошке и Идрице поезду №1/2 Москва – Рига (в составе этого поезда курсировали вагоны беспересадочного сообщения Петербург – Рига). После отмены поезда №1/2 в марте 2020 года прямое железнодорожное сообщение Москвы и Петербурга с Пустошкой, Идрицей и Себежем утрачено.

Дополнительные поезда

На праздники, а также в дни увеличенного пассажиропотока назначаются дополнительные поезда в Москву, Псков, Санкт-Петербург.

Пригородные поезда

По состоянию на 1 декабря 2021 года, движение пригородных поездов осуществляется в направлениях на Псков, Невель, Новосокольники, Торопец — Осташков — Бологое, Себеж и Земцы — Нелидово.

Великие Луки – Себеж

Поезд №6509/6510 Великие Луки – Себеж возобновлен 8 октября 2021 года после шестилетнего перерыва. Поезд курсирует отправлением из Великих Лук по пятницам, субботам и воскресеньям в 16:50, из Себежа – по субботам, воскресеньям и понедельникам с прибытием в Великие Луки в 10:15. В прошлые годы администрация Псковской области отвечала неоднократными отказами жителям региона на просьбу восстановить поезд, о чем писала местная пресса. Новое расписание также стало предметом критики в железнодорожном сообществе, потому что поезд не согласован по времени прибытия и отправления с поездами на Москву и Санкт-Петербург, а также не подходит для поездок в Великие Луки из окрестных населенных пунктов по будним дням.

Великие Луки – Осташков – Бологое

Поезда Великие Луки – Бологое курсирует в зависимости от времени года от пяти раз до семи в неделю. Фактически поезд проходит весь маршрут одним составом, но формально он разбит на две части – Великие Луки – Осташков и Осташков – Бологое. Оба поезда согласованы по времени и пассажир, которые проезжает весь маршрут, может не выходить в Осташкове из вагона, однако формально маршрут поезда разделен на две части из-за ограничения в 200 км для пригородных поездов, следующих между разными регионами.

По субботам и воскресеньям на участке Бологое – Осташков – Бологое поезд следует под паровозной тягой и называется ретропоезд «Селигер». При движении из Бологого на станции Куженкино поезд делает остановку продолжительностью 30 минут, в ходе которой пассажиры могут осмотреть исторический вокзал и инфраструктуру станции. Со 2 октября 2021 года в составе поезда курсируют новые вагоны производства Тверского вагоностроительного завода, которые получили фирменную зеленую ливрею «Ретропоезд "Селигер"».

Поезд Деда Мороза

29 декабря 2022 года город Великие Луки впервые посетил Поезд Деда Мороза.

Галерея

  • У вокзала г. Великие Луки отряд железнодорожников перед отправкой на фронт

  • Довоенное здание Великолукского железнодорожного вокзала

  • Балтийская сторона (южная)

  • Октябрьская сторона (северная)



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!