Приемам объемно-пространственных композиций кинотеатров, при всем многообразии их индивидуальных характеристик, присущи некоторые общие черты. Главными элементами планировочных структур кинотеатров являются зрительный зал и фойе. Приемы объемно-пространственных композиций кинотеатров в основном определяются взаимным расположением этих двух основных планировочных элементов.
Практика строительства кинотеатров многолетним опытом выработала в основном две композиционные схемы: первая — горизонтальная, когда и фойе, и зрительный зал (или залы) находятся на уровне первого этажа; вторая — вертикальная, когда зрительный зал располагается над фойе и другими вспомогательными помещениями (рис. 14.1.4.1). Вторая схема в проектно-строительной практике встречается реже и, в основном, распространяется на крупные кинотеатры и кинотеатры, которые размещаются на участках с плотной застройкой. Формирование объемно пространственных структур одно- и многозальных кинотеатров имеет свои определенные закономерности, основанные также на расположении фойе относительно зрительных залов. Фойе, как показывает практика, может располагаться относительно зрительного зала с любой из его сторон: с торца и вдоль его длинной стороны (табл. 8, рис. 14.1.4.2). Первый прием представляет простейшую композиционную схему и строится по принципу последовательного расположения фойе и зрительного зала по главной продольной оси здания кинотеатра, т.е. по принципу анфиладной последовательности (торцовое расположение). Одной из его разновидностей является расположение фойе со стороны экранной зоны зала. Недостатками этого приема является отрыв киноаппаратной от основной части вспомогательных помещений. Существует также вариант с расположением фойе между зрительным залом и блоком вспомогательных помещений. При такой асимметричной композиции с односторонним входом в зрительный зал обеспечивается компактность и четкость планировочного решения при кратчайшей связи зрительного зала, фойе и вспомогательных помещений между собой. Варианты объемно-пространственных композиций однозальных кинотеатров дополняются также вариантом, строящемся на фронтальном расположении фойе вдоль длинной стороны зрительного зала. При этом варианте достигается хорошая группировка вспомогательных помещений и связь их с киноаппаратным блоком. При решении фойе в двух уровнях улучшаются его функциональные качества благодаря тому, что в этом случае обеспечивается хорошие условия для заполнения и эвакуации зрительного зала.
В рассмотренных выше приемах объемно-пространственных композиций отражены общие тенденции формирования архитектуры однозальных кинотеатров, характерные как для отечественной, так и зарубежной проектно-строительной практики.
Объемно-планировочная структура многозальных кинотеатров представляется более сложной как по группировке, так и по взаимосвязи помещений, по организации внутреннего пространства, распределению зрительских потоков, по организации системы эвакуации и т.д. Наличие двух, трех крупных залов в структуре кинотеатров раздвигает границы их композиционных возможностей, придает их облику больше динамики, парадности и торжественности. Весьма редки случаи, когда весь комплекс многозального кинотеатра располагается в едином объеме с симметричными композициями (рис. 14.1.4.3). Наибольшее распространение в строительной практике получили здания многозальных кинотеатров с асимметричной композицией и явно выраженными объемами всех зрительных залов в их внешнем облике. Поиски экономичных планировочных решений привели к оригинальному варианту блокировки залов с использованием для их обслуживания одного блока киноаппаратной. Например, в литовском проекте кинотеатра на 800 мест (300+500 мест) два зрительных зала обслуживаются одним киноаппаратным комплексом, чем достигается экономия как в оборудовании, так и эксплуатации. По такому же принципу решена планировка кинотеатра «Россия» в Ереване (Армения) (рис. 14.1.4.4). Здесь кинопроекционный блок расположен в весьма развитом объеме, расположенном между двумя залам и помимо своей основной функциональной нагрузки выполняет роль композиционного акцента.