Особенности организации сцены и зрительного зала театров


Co времени своего происхождения сцена претерпела множество трансформаций. Однако принципиальное ее назначение как место театральных действий остается неизменным. Первоначально все сценические действия (в основном это были ритуальные танцы и песни) происходили на круглой площадке или арене, так называемой «орхестре». Сзади этой орхестры располагалось небольшое легкое сооружение «скена» (греческое Шалаш), которое предназначалась для переодевания артистов. Впоследствии, с появлением театрального диалога, сценических действий актеров, исполняемых в пьесах великих греческих драматургов Эсхила, Аристофана, между орхестрой и скеной появилась площадка — просцениум, т.е. «пространство перед сценой», несколько приподнятый над уровнем орхестры, который и дошел до наших дней как главное место театрального действия - подлинная сцена в современном понятии.
Позже, под влиянием поисков новых форм сценических представлений с использованием сменных плоскостных и объемных декораций, совершенствованием сценической техники, сцена получает большую глубину и устраивается в виде коробки, сосредотачивающая в себе все действия (рис. 14.2.5.1). Параметры игровой площадки в такой глубинной сцене, установленные многолетним опытом строительства театров, составляют 8—14 м в ширину и 5- 10 м в глубину. Неотъемлемой частью сцены становятся боковые карманы, предназначенные для декораций. Здесь же располагаются артисты, готовящиеся к выходу на сцену. Боковые карманы оформляются кулисами, главное предназначение которых -скрыть боковые части сцены параллельно расположенными холстами.
Особенности организации сцены и зрительного зала театров

Для быстрой смены декораций глубинная сцена оборудуется подъемными устройствами и колосниками. Последние представляют собой решетчатые настилы, которые располагаются по периметру сценической коробки и через каждые 3-3,5 м по ее высоте (рис. 14.2.5.2). Сцена отгораживается от зрительного зала портальной стеной, проем которой заполняется занавесом. Сзади портальной стены размещается подвесной, на всю высоту сцены, огнезащитный железный занавес, который опускается при пожаре с целью предотвратить распространение огня в зрительный зал. В отдельных случаях основная сцена дополняется арьерсценой в постановочных целях и увеличении маневренности, габариты которой принимаются равными габаритам игровой площадки. В театрах оперы и балета, оперетт и музыкальных комедий неотъемлемой частью сцены является оркестровая яма. Она обычно располагается на 1-1,5 м ниже отметки партера зрительного зала.
Особенности организации сцены и зрительного зала театров

Объемно-планировочная структура зрительного зала формируется с учетом требований обеспечения для всех зрителей, независимо от места их расположения, комфортной видимости и слышимости игровых действий, происходящих на сцене (рис, 14.2.5.3). Различают нормы комфортной видимости и слышимости для музыкальных и драматических театров, В музыкальных театрах максимальное удаление от сцены не должно быть более 32 м, а в драматических — 25 м. При этих нормах вместимость зрительных залов определяется числом соответственно 1800 и 1200 зрительских мест, а восприятие сцены без помех обеспечивается превышением зрения сзади сидящего над головой впереди сидящего зрителя в 6 см. Комфортная видимость действий, происходящих на сцене за порталом в глубине сцены, обеспечивается при размещении зрительских мест в зоне прямоугольника, ширина которого находится в пределах ширины портала, или в зоне горизонтального угла 30-35 градусов, лучи которого проходят через края портала и смыкаются на продольной оси сцены.
Особенности организации сцены и зрительного зала театров

Система размещения в театрах зрительских мест может быть четырех видов: партерная, амфитеатральная, балконная и ярусная. Партер — это горизонтальная площадка зрительного зала, расположенная в непосредственной близости от сценической части; амфитеатр — наклонная плоскость пола, которая следует за партерной частью зрительного зала. Положительным качеством этой системы является удобство загрузки зала и эвакуации, а недостатком - удаленность последних рядов зрительских мест от сцены. Балконы, как правило, применяются в крупных по вместимости театрах с целью приблизить задние ряды зала к сцене. Ярусная система в театрах применяется с той же целью, что и балконы, и как было сказано выше, выражается в расположении зрительских мест в нескольких уровнях. Их может быть 2—3 и более ярусов. Однако по сравнению с амфитеатральной системой, ярусная значительно уступает в вопросе заполнения ярусов и эвакуации зрителей в экстренных случаях.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!