Co времени своего происхождения сцена претерпела множество трансформаций. Однако принципиальное ее назначение как место театральных действий остается неизменным. Первоначально все сценические действия (в основном это были ритуальные танцы и песни) происходили на круглой площадке или арене, так называемой «орхестре». Сзади этой орхестры располагалось небольшое легкое сооружение «скена» (греческое Шалаш), которое предназначалась для переодевания артистов. Впоследствии, с появлением театрального диалога, сценических действий актеров, исполняемых в пьесах великих греческих драматургов Эсхила, Аристофана, между орхестрой и скеной появилась площадка — просцениум, т.е. «пространство перед сценой», несколько приподнятый над уровнем орхестры, который и дошел до наших дней как главное место театрального действия - подлинная сцена в современном понятии.
Позже, под влиянием поисков новых форм сценических представлений с использованием сменных плоскостных и объемных декораций, совершенствованием сценической техники, сцена получает большую глубину и устраивается в виде коробки, сосредотачивающая в себе все действия (рис. 14.2.5.1). Параметры игровой площадки в такой глубинной сцене, установленные многолетним опытом строительства театров, составляют 8—14 м в ширину и 5- 10 м в глубину. Неотъемлемой частью сцены становятся боковые карманы, предназначенные для декораций. Здесь же располагаются артисты, готовящиеся к выходу на сцену. Боковые карманы оформляются кулисами, главное предназначение которых -скрыть боковые части сцены параллельно расположенными холстами.
Для быстрой смены декораций глубинная сцена оборудуется подъемными устройствами и колосниками. Последние представляют собой решетчатые настилы, которые располагаются по периметру сценической коробки и через каждые 3-3,5 м по ее высоте (рис. 14.2.5.2). Сцена отгораживается от зрительного зала портальной стеной, проем которой заполняется занавесом. Сзади портальной стены размещается подвесной, на всю высоту сцены, огнезащитный железный занавес, который опускается при пожаре с целью предотвратить распространение огня в зрительный зал. В отдельных случаях основная сцена дополняется арьерсценой в постановочных целях и увеличении маневренности, габариты которой принимаются равными габаритам игровой площадки. В театрах оперы и балета, оперетт и музыкальных комедий неотъемлемой частью сцены является оркестровая яма. Она обычно располагается на 1-1,5 м ниже отметки партера зрительного зала.
Объемно-планировочная структура зрительного зала формируется с учетом требований обеспечения для всех зрителей, независимо от места их расположения, комфортной видимости и слышимости игровых действий, происходящих на сцене (рис, 14.2.5.3). Различают нормы комфортной видимости и слышимости для музыкальных и драматических театров, В музыкальных театрах максимальное удаление от сцены не должно быть более 32 м, а в драматических — 25 м. При этих нормах вместимость зрительных залов определяется числом соответственно 1800 и 1200 зрительских мест, а восприятие сцены без помех обеспечивается превышением зрения сзади сидящего над головой впереди сидящего зрителя в 6 см. Комфортная видимость действий, происходящих на сцене за порталом в глубине сцены, обеспечивается при размещении зрительских мест в зоне прямоугольника, ширина которого находится в пределах ширины портала, или в зоне горизонтального угла 30-35 градусов, лучи которого проходят через края портала и смыкаются на продольной оси сцены.
Система размещения в театрах зрительских мест может быть четырех видов: партерная, амфитеатральная, балконная и ярусная. Партер — это горизонтальная площадка зрительного зала, расположенная в непосредственной близости от сценической части; амфитеатр — наклонная плоскость пола, которая следует за партерной частью зрительного зала. Положительным качеством этой системы является удобство загрузки зала и эвакуации, а недостатком - удаленность последних рядов зрительских мест от сцены. Балконы, как правило, применяются в крупных по вместимости театрах с целью приблизить задние ряды зала к сцене. Ярусная система в театрах применяется с той же целью, что и балконы, и как было сказано выше, выражается в расположении зрительских мест в нескольких уровнях. Их может быть 2—3 и более ярусов. Однако по сравнению с амфитеатральной системой, ярусная значительно уступает в вопросе заполнения ярусов и эвакуации зрителей в экстренных случаях.