Варианты восстановления тоннелей




Для выбора наиболее эффективного варианта восстановления тоннеля, успешного выполнения работ по его восстановлению и последующей эксплуатации проводят специальное обследование разрушенного участка и всею тоннеля. Его производят как снаружи, так и внутри тоннеля. Отчет о проведенном обследовании должен содержать общие сведения о тоннельном сооружении, включающие данные о его местоположении. топографии, инженерно-геологических условиях, геометрических параметрах (длина, поперечные сечения), габаритах, конструкциях, материалах обделки, порталов и внутри тоннельных обустройств, а также об имевшихся ранее разрушениях и выполненных ремонтно-восстановительных работах.

Вo всех подробностях должны иметься сведения о разрушенном участке тоннеля: характере и размерах разрушений, составе и состоянии грунтов завала и окружающего фунтового массива, степени разрушения и состоянии обделки, габаритах в зоне разрушений и дефектах на прилегающих участках, наличии загромождений в завале, состоянии пути или проезжей части и внутритоннельных обустройств, Ho результатам обследования разрушенного тоннеля проводят анализ полученных данных и технико-экономическое обоснование видов и вариантов восстановления.

При восстановлении движения по трассе тоннельного пересечения и возобновлении движения в в этом направлении возможны следующие решения:

• переключение движения на участок соседней действующей в том же направлении железной или автомобильной дороги;
• устройство местного обхода тоннеля открытой линией;
• раскрытие в выемку всего тоннеля или его разрушенных участков;
• восстановление разрушенных участков тоннеля с открытием движения по существующей трассе.

Первый вариант принимают при наличии густой сети линий с учетом их пропускной способности. Второй вариант применяют при благоприятных топографических условиях. Однако обеспечить требования нормативных документов в полном объеме в этом случае удается редко, часто приходится назначать облегченные технические условия (более крутые уклоны, меньшие радиусы кривых и др.). Перевод движения на период восстановления тоннеля на обходные линии существенно ограничивает пропускную способность этих участков. Поэтому часто восстановление осуществляют по оси старой трассы тоннеля.

В этом случае прибегают к раскрытию всего тоннеля или лишь части его на разрушенных участках в открытую выемку. Очевидно, что такое решение целесообразно при относительно небольшой глубине заложения тоннеля в грунтах, допускающих крутые откосы выемки. В дальнейшем такие выемки или раскрывают на полный профиль в соответствии с техническими условиями для постоянной эксплуатации, или заменяют тоннелем, сооруженным в ней открытым способом. Наиболее распространенным способом восстановления движения на участке тоннельного пересечения с разрушенным тоннелем является непосредственное восстановление этого тоннеля.

Восстановление разрушенного тоннеля может быть краткосрочным, временным и капитальным. Краткосрочное восстановление выполняется с предельным уменьшением габарита, постановкой временной крепи, иногда с устройством временного пут и, ограничением скорости движения. Поэтому краткосрочное восстановление допускается только при особой срочности пропуска подвижного состава. Оно практически невозможно при наличии в завале погребенных подвижного состава, оборудования и обломков обделки. После открытия движения сразу же приступают к восстановлению по параметрам временного восстановления (главного этапа восстановительных работ).

Временное восстановление включает работы по расчистке завала, закреплению выработки надежной крепью по установленному габариту и укладке постоянного пути. В однопутном тоннеле работы на этом этапе могут осуществляться по двум вариантам: по профилю ограниченной тоннельной выработки (крепь устанавливается по внутреннему контуру тоннельной обделки) и по профилю полной тоннельной выработки (внутренняя поверхность устанавливаемой крепи совпадаете наружным очертанием обделки).

Восстановление по профилю ограниченной тоннельной выработки позволяет уменьшить объемы работ, применить более легкую крепь, но при переходе к капитальному восстановлению требует доработки профиля до внешнего контура постоянной обделки. Кроме того, этот вариант, так же, как и краткосрочное восстановление, не всегда возможен при наличии в завале обломков обделки и оборудования.

Восстановление по профилю полной тоннельной выработки хотя и требует больших объемов работ и мошной крепи, но позволяет применить более производительное оборудование. При переходе к капитальномy восстановлению работы сводятся к возведению постоянной обделки. Временное восстановление двухпутных тоннелей обычно осуществляют на сечение под один путь, с проходкой в зоне завала, располагаемый по оси тоннеля, или по тому пути, где меньше помех проходке.

Капитальное восстановление является заключительным этапом, когда восстановлены все первоначальные технические характеристики сооружения. обеспечивающие его эксплуатационные качества. Капитальное восстановление, минуя этапы краткосрочного и временного, возможно в тех случаях, когда строительная организация укомплектована необходимыми механизмами и оборудованием, а сроки и объемы работ мало отличаются от планируемых для временного восстановления.

Выбор варианта восстановления тоннеля и установление целесообразной последовательности восстановительных работ зависят от инженерно-геологических условий, характера и размеров разрушений, типов конструкций, наличия средств и материалов, директивных сроков окончания работ и др.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!